centrwado.ru

Стиль Вадо-рю

     Вадо-рю («школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей каратэ-до. На эмблеме стиля изображен голубь, над ним — фронтальное изображение кулака. Стиль зарегистрирован в 1939 г. Хиронори Оцукой, врачом по профессии. Мастер Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе Синдо-Ёсин-рю. С 1922 г. Оцука начал изучать каратэ Сётокан под руководством Фунакоси Гитина, чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки, который, в отличие от Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Сётокан и Синдо-Ёсин-рю.

     В 1939 г., по просьбе Бутоку-кай и под воздействием националистических идей, он объявил о создании "первого, чисто японского стиля каратэ", которому дал название: "Вадо-рю-кэнпо".

      В 1952 г. Оцука опубликовал «правила Вадо-рю», регулирующие тренировочный процесс во всех додзё школы. 5 июня 1967 г. было изменено название школы. Она стала называться «Вадокай» - «Ассоциация Вадо».

     Воспитанный в классических традициях школы дзю-дзюцу Синдо-Есин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и в том числе каратэ-до. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на технику и тактику стиля вадо. Это, можно сказать, самый "японский" стиль каратэ-до из всех. Оцука первым был удостоен звания "ханси" на государственном уровне. Он отказался от жесткости и лаконичности стиля своего учителя Фунакоси, свойственной также и окинавскому каратэ. Он также отказался от усиленной ударной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил.

     Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, сильно напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, для защиты, не принося при этом в жертву её эффективность. Поэтому в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, как например в Сётокане или Сито-рю, а более мягким отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки — перемещениям корпуса и маневрам, уводящим бойца с линии атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое и при защите и для усиления атак. Ставка при этом делается в том числе на использование слабости позиции противника, выполняющего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

     Использование подобных принципов ведения боя требует от бойца высокой мобильности. В связи с этим в Вадо-рю практикуются как правило более высокие и подвижные стойки, чем в других стилях. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые также были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при опережающих действиях (концепция «сен»).

     Главный смысл тренировок в Вадо-Рю состоит не в отработке чисто технических приемов или принципов работы тела, а в развитии определенного образа мышления (мидзу-но-кокоро, му-син). Важно иметь живой разум, интуитивно реагирующий на окружающий мир в любой ситуации. Человек практикующий стиль Вадо-рю обязан развивать внутреннюю уверенность и спокойствие, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть гуманным в отношениях с людьми. Оцука делал акцент прежде всего на духовности. Вадо-Рю, - духовная дисциплина: "Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии".

     Основу тренинга стиля Вадо-Рю составляют изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различных форм обусловленного спарринга и свободного боя. Сам Оцука придавал большое значение обусловленному и полуобусловенному спаррингу. В частности, существует серия из десяти упражнений якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг»). Они используются для развития навыков ухода корпусом и контратаки (как подготовка к свободному спаррингу). Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защиты и контратаки.

     В состав техники Вадо рю входят также разделы Танто-дори – приемы обезоруживания противника, вооруженного ножом и Идори-ката – бой против противника, вооруженного мечом.

     В Вадо-рю употребляется общепринятая терминология каратэ. Есть некоторые отличия в наименовании стандартных ударов: боковой удар ребром стопы ёко-гири называют сокуто, а ёко-гири называется видоизмененный прямой удар маэ-гири, выполняемый в сторону.

      Ката Вадо рю:

     Серия Пинан. Создана Итошу Анко (одним из учителей Гитина Фунакоси и других окинавских мастеров). Включает в себя 5 ката для начинающих изучение стиля Вадо-рю.

Пинан Шодан  

Пинан Нидан  

Пинан Сандан  

Пинан Йондан  

Пинан Годан  

     Мастерские ката:

1. Кусянку  -  (Созерцание небес). Привезена из Китая в XVIII в. (там ката называлась Кванг Чанг Фу). Перенесена Гитином Фунакоси в стиль Сётокан под названием "Канкудай"

2. Найханчи - Оцука перенял эту ката от Мотобу Тёкки. Изучается также в стиле Сётокан в виде серии "Тэкки".

3. Сэйсян - в переводе с окинавского "13". Точное происхождение, как и расшифровка названия неизвестны (приводят различные варианты: 13 техник, 13 рук, 13 движений, 13 типов силы и энергии и пр.). Считается одной из древнейших кат окинавского каратэ. Видимо перенята у китайских мастеров стиля «Белого журавля». С течением времени была сильно изменена и утратила связь с первоначальным названием. Изучается в стиле Сётокан под названием "Хангетсу" (полумесяц).

4. Чинто - Считается, что Мацумора Сокон (1829-1898) научился этому ката y китайского моряка или пирата по имени Чинто. В Сётокане изучается под названием "Ганкаку" (журавль на скале).

5. Рохай - в переводе "Прогулка белого журавля ". Разработана Итошу Анко. Имеет 3 варианта исполнения. В стиле Вадо рю используется первый - Рохай Шодан. В стиле Сётокан эта серия преобразована в ката "Мейкю".

6. Вансю - в переводе "Полет ласточки" - возможно, происходит из-за ряда мягких блоков в конце ката. Считается, что эту ката привез на Окинаву китайский императорский посланник Дзи Вонг (1623-1689), имя которого и присутствует в названии ката. Изучается в стиле Сётокан под названием "Энпи".

7. Нисейси  - ("24" или "24 шага"). Точное происхождение неизвестно. В стиле Сётокан изучается как "Ниджушихо"

8. Бассай - ката ветви Томари-тэ (по названию дер. Томари в окрестностях г. Сюри). В переводе "Взятие крепости"

9. Дзион – ещё одна ката ветви Томари-тэ. Названа либо по имени легендарного китайского воина-монаха XV в., и, согласно легенде, создавшего эту форму либо по названию монастыря в Китае, где, как предполагается, практиковалась эта ката.

10. Дзиттэ - также ката ветви Томари-тэ. В переводе "10 рук".

11. Супаримпей  - в переводе "108". Встречается и китайский вариант названия "Пичуррин". Название понимают как "108 рук" или связывают со 108 воинами, направившимися в Китай в XVII в. для пресечения зла и восстановления справедливости. Эта ката содержит в себе множество техник и широко практикуется в стилях Годзю рю и Сито рю.

     Виднейшие мастера стиля вадо: Сугиура Кэнго, Аракава Тору, Дайтиро Аидзава, Сюнъити Нива, Накоити, Сасаки, Тацуо Сузуки, Адзари Йосиаки, Шиомитсу Масафуми, Шунсукэ Янагита, Катсуми Хакоичи, Сейдзи Нисимура.

     В настоящее время Всеяпонская федерация каратэ-до Вадокай включает 1350 отделений в Японии и около 250 отделений за её пределами. В этих отделениях занимаются свыше 850 000 человек.

     Ежегодно проводятся всеяпонские чемпионаты. В них принимают участие около 1000 человек от младших школьников до пенсионеров. На настоящий момент эти чемпионаты являются самыми масштабными соревнованиями по каратэ в Японии. 



←назад